Описание
образовательной программы Филиала Суриковский детский сад "Родник" МКОУ "Суриковская СОШ"
Образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее - ФГОС ДО), и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), утверждённой приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 и далее - (ФОП ДО).
Цель Программы: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
- обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщить детей к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- структурировать содержание образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из Программы для родителей воспитанников.
Целевой раздел | В разделе представлены: цели, задачи, принципы её формирования; характеристики особенностей развития детей, планируемые результаты освоения образовательной программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения образовательной программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов, а также часть, формируемая участниками образовательных отношений. |
Содержательный раздел |
Включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). Здесь же описана часть, формируемая участниками образовательных отношений. В нём представлены описания: - вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной программы; - особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; - педагогического коллектива с семьями обучающихся; - направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов. В содержательный раздел образовательной программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. В разделе также представлен календарный план воспитательной работы с примерным перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат (Приказ Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования") и разработанный в соответствии с ним календарно-тематический календарный план воспитательной работы в ДОУ.
|
Организационный раздел |
Организационный раздел включает:
|
Учреждение работает по пятидневной рабочей неделе. Государственные праздники, суббота, воскресенье - выходные дни.
Режим функционирования Учреждения с 7.30 до 18.00. Группы функционируют в режиме 10,5 часового пребывания обучающихся.
Всего в ДОУ воспитывается 16 детей. Общее количество групп - 2 группы общеразвивающей направленности.
Форма очная (дневная).
Язык, по которому реализуется образовательная программа - русский.
Объём образовательной программы:
- вторая подгруппа детей раннего возраста - 360 занятий в год,
- 1 младшая подгруппа - 360 занятий в год,
- 2 младшая подгруппа - 360 занятий в год,
- средняя подгруппа - 360 занятий в год,
- старшая подгруппа - 540 занятий в год,
- подготовительная к школе подгруппа - 540 занятий в год.
Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не более:
- от 1,5 до 2 лет - 10 минут;
- от 2 до 3 лет - 10 минут;
- от 3 до 4 лет - 15 минут;
- от 4 до 5 лет - 20 минут;
- от 5 до 6 лет - 25 минут;
- от 6 до 7 лет 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в сутки:
- от 1,5 до 2 лет - 20 минут;
- от 2 до 3 лет - 20 минут;
- от 3 - до 4 лет - 30 минут;
- от 4 до 5 лет - 40 минут;
- от 5 до 6 лет - 50 минут или 75, если занятие пройдёт после дневного сна;
- от 6 до 7 лет - 90 минут.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена:
- на образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: Мозайка-Синтез, 2015. - 368с.).
- на парциальных программах: "Юный эколог" под редакцией С.Н. Николаевой; Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. "Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста". СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2009.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально - коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения детьми. Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру.